Две Жемковки

На сегодняшний день известны два населенных пункта, имеющие название, связанное с нашей фамилией. Наиболее известный из них – это село Жемковка, находящееся в Сызранском районе Самарской области. Менее известна другая Жемковка, которая является деревней и находится в Карсунском районе Ульяновской области. Расскажем немного об известных на данный момент сведениях, касающихся истории этих населенных пунктов.


Сызранская Жемковка


Жемковка – село, находящееся на западе Самарской области в 25 км от районного центра: города Сызрани. Ранее это село входило в состав Симбирской, а затем Ульяновской губернии, но после ее объединения с Самарской губернией в 1928 году и Сызранская Жемковка на карте Сызранского района Самарской области образования Средне-Волжского края (с 1935 г. – Куйбышевского), с центром в Самаре (Куйбышеве), Жемковка, как и весь Сызранский район, вошла сначала в его состав, а с 1936 года в состав Куйбышевской, а позже Самарской области. Увеличить

В книге "Кто есть кто в Сызрани" в главе "От воевод до комиссаров" находим следующие сведения об основании Жемковки: "Пришедший в Сызран в 1689 году отряд казаков под командованием Василия Жемкова получает бывшую землю мурзы Шадрина", где и основывает село Жемковка. Источником вышеприведенных данных для автора этой главы, сызранского краеведа Зацаринного С.Г., служит архивный документ Сызранского уездного суда "Дело об отказе имения графу В.П. Мусину-Пушкину" от 1789 года. В этом судебном деле идет речь о принадлежности вышеуказанному помещику села Жемковки и окрестных земель.

Слово "отказать" в юридических документах XVIII века употреблялось не в смысле отказать в чем-то или кому-то, а в значении отказывать за кого-то, т.е. вводить во владение, объявлять кого-то по судебному решению владельцем недвижимости, имения. Отказ – это некий юридический акт, по которому имение или землю могли наследовать потомки владельца.

Упоминание Василия Жемкова в Деле об отказе имения графу В.П. Мусину-Пушкину

При описании владения этой землей, в деле упоминается Василий Жемков: "...Въ 7198-мъ году поступлена (земля – авт.) Симбирскаго жъ уезду Архангельской слободы дозорнымъ казакамъ Васке Жемкову стоварищи за кой того жъ 7198-го году в октябре месице справлена и отказана и для того владения отъ Симбирской приказной палаты дана выпись..."

Переведя 7198 год из летоисчисления от Сотворения мира в летоисчисление от Рождества Христова получаем 1689 год. Таким образом, годом основания Жемковки следует считать именно этот год. Кроме того 1689 год является, на данный момент, и годом первого найденного упоминания фамилии Жемковых.

Сведения о Ваське Жемкове встречались Зацаринному С.Г. и в других архивных документах. В некоторых из них основатель Жемковки значится как Васька Жемок. В одном из документов Сызранского архива "товарищи" Васьки Жемкова именуются Карсунскими дозорными казаками, что вроде бы указывает на то, что их переселили с Карсунской засечной черты.

Изначально Жемковка была станицей дозорных казаков, которые несли пограничную службу по вновь образованной Сызранской черте. Это место ещё называли Казацкая дорога, а ещё раньше здесь проходила знаменитая сакма Батыя. В документах XIX века данная дорога значится как скотопрогонный тракт, по которому скот, откормленный в Поволжских степях, перегоняли на Москву.

Увеличить

В Государственном архиве г. Сызрани хранятся метрические книги с. Жемковки и Церковная летопись, которая велась с 1879 по 1917 год. Летопись написана аккуратным каллиграфическим подчерком, и в отличие от метрических книг достаточно легко читается.

Немного скажем про автора начала летописи, настоятеля Архангельской церкви священника Иоанна Петровича Сухова. О нем мы узнаем из ведомости о церкви села Жемковка Сызранского уезда за 1870 год. В Михайло-Архангельскую церковь села Жемковка он был переведен 19 мая 1863 года из соседнего села Заборовка, где служил с 1854 года. В год составления ведомости ему исполнилось только 38 лет, но он уже был вдов и один воспитывал шестерых детей: матушка отца Иоанна скончалась родами или умерла вскоре после них. Поэтому до самой своей кончины 3 февраля 1900 года батюшка Иоанн в одиночку растил и занимался воспитанием своих шестерых детей. Позже трое его сыновей стали священниками, один – сельским врачом, дочери вышли замуж за таких же, как отец и братья, простых сельских священников. Из этой же ведомости мы узнаем также, что Иван Петрович Сухов был просветителем: открыл в Жемковке училище и сам в нем преподавал, учил грамоте и основам Православной веры как детей, так и взрослых селян.

Увеличить

Но вернемся к летописи. Из нее мы узнаем следующее: "...А о томъ, почему село именуется Жемковкой, народное преданiе гласитъ такъ: Первый поселившiйся здесь съ своимъ семействомъ, такъ называемый, пахотный солдатъ или крестьянинъ Жемокъ, отъ него будто селенiе и получило названiе Жемковки". С момента основания села до 1879 года, когда делалась эта запись в летописи, прошло без малого 200 лет, поэтому точные сведения об основателе села на тот момент были уже отрачены или забыты. Вероятнее всего, что людей с фамилией основателя на тот момент уже в селе не было. Нет Жемковых там и сейчас.

Раньше село делилось на две части: непосредственно Жемковку, в которую входило около 200 дворов и Кандаловку, в которой было около 50 дворов. О причине наименования Кандаловки народное предание говорит двояко. Одни говорят, что свое название Кандаловка получила от того, что местный помещик Кандалов, переселявший сюда из своего имения около Москвы крепостных крестьян, перевозил их в кандалах, поскольку никто не хотел добровольно покидать своих обжитых мест. Другие говорят, что Кандаловка называется по фамилии самого Кандалова. Так или иначе, но подмосковные корни проявляют себя и сейчас: многие люди отмечают в Жемковке "акающий" говор местных жителей, в то время как во всех окрестных деревнях "окают".

После смерти Кандалова, Жемковка перешла во владение Столыпиных, а с 1878 года к ближайшему родственнику Столыпиных Генерал-Майору Дмитрию Петровичу Дохтурову.

Архангельская церковь с. Жемковки, фото 1948 года

Из летописи также узнаем, что в селе было две церкви, обе деревянные: одна во имя Архистратига Божия Михаила (летняя или "холодная"), а другая, очевидно меньших размеров, во имя Святой Троицы (зимняя или "теплая"). По святому летнего храма, Архангелу Михаилу, Жемковка в некоторых источниках значилась еще как село Архангельское, но это название не прижилось.

Архангельская церковь, построенная в 1759 году, имела колокольню и комплект из 5 колоколов, больший из которых весил 51 пуд (около 835 кг). По рассказам старожилов, этот колокол было слышно даже в Сызрани. Внутри церкви был красивый шестиярусный иконостас.

Год построения Троицкой церкви не известен, а сама церковь с 1839 г. до 1855 года была закрыта по причине крайней ветхости. Лишь к 1871 году церковь обшили новым тесом, поменяли крышу и установили новый надкупольный крест, а чуть позже, в 1878 году, сделали новый иконостас.

Еще одно фото Архангельского храма

Обе церкви находились недалеко друг от друга и, вероятнее всего, имели одну общую ограду – до 1879 года деревянную, а с 1879 года кирпичную с кованными металлическими вставками в пролетах между столбами. На оградных столбах, покрытых железом, были укреплены разноцветные стеклянные шары.

Разные времена переживала Жемковка. В начале 40-х годов XIX века село практически полностью сгорело. Еще один пожар, уничтоживший четверть села, случился в 1866 году. В 1872 и 1879 году крестьянские посевы побивал град. Священник Иоанн Сухов пишет, что 1879 году град был величиной от обыкновенного ореха до голубиного яйца и побил не только посевы, но и выбил стекла в окнах домов. Из-за засухи в 1891 году в Поволжье был очень большой голод. Также голодными были зима и весна 1912 года. Представление о том, как бедствовали тогда жемковцы можно получить из дневниковых записей священника Денисова. Вот как он описывает весну 1912 года: "Многие из прихожан по двум суткам ничего не ели, рады бы съесть кусочек, но его нет, и купить не на что. Пришлось наблюдать такой факт. Мужик выехал пахать на своей захудалой лошаденке, три ряда вспашет, садится отдыхать. Другой мужик подошел к нему спросить у него напиться воды, тот с удовольствием дал воду, говоря, что воды много, да хлеба нет, вот уже вторые сутки работаю, а у меня малой росинки во рту не было, силы нет, работать не могу, ради Христа дай мне хоть корочку хлеба. Так было."

Революцию, последующий приход советской власти и коллективизацию жемковцы восприняли не так единогласно и "на ура" как это пытались показать в советские годы. В 1919 году восстание крестьян в Жемковке было подавлено, а 17 его участников были арестованы. Но это было только начало. Начало больших репрессий против собственного народа. Так в период с 1932 по 1942 год в селе были репрессированы 58 человек: 17 из них расстреляны, остальные сосланы в лагеря на срок от 3 до 10 лет, часть людей высланы в Казахстан и Иркутскую область. Все эти люди, в том числе и участники крестьянского восстания в 1919 году, были в последствие реабилитированы.

Среди жемковцев, расстрелянных в 1937 году, два сельских священника: Степан Андреевич Гордеев и Григорий Данилович Сизов. Третий священник, Павел Алексеевич Победоносцев, приговорен к 3 годам лагерей, а о дальнейшей судьбе его ничего не известно.

Икона священномученика Константина СуховаХрам в с. Подгоры во имя священномученика Константина Сухова

Кстати, сын вышеупомянутого священника жемковской церкви Ивана Петровича Сухова, Константин Иванович Сухов, родившийся в Жемковке, впоследствии, как и отец, принявший сан священника и поставленный на служение в городе Бугуруслан, был расстрелян красноармейцами в 1918 году в роще недалеко от своего храма. Сейчас эти священники прославлены Русской Православной церковью как святые в числе новомучеников и исповедников российских. Во имя Константина Сухова даже освящен храм, который находится в селе Подгоры, Волжского р-на, Самарской области.

Дети расстрелянного жемковского священника Степана Андреевича Гордеева, в дальнейшем тоже посвятили себя служению людям: стали учителями и врачами. Его сын, Михаил Степанович Гордеев, работал в школе Жемковки учителем географии.

После ареста в 1937 году церковно-служителей Архангельская церковь была закрыта. Иконы храма, по воспоминаниям восьмидесятилетней жительницы села Беловой Анны Ивановны, были пущены в качестве прилавков магазина, кованная церковная ограда снята на металлолом. Сам же внешний вид церковки оставался нетронутым до 50-х гг. ХХ века, когда у нее была разрушена колокольня, купола и верхний ярус окон, а из самой церкви был сделан дом культуры/клуб. Еще некоторое время после этого перед зданием стояли столбы церковных ворот, на которые в советские праздники вешали транспаранты, но до нашего времени эти столбы не сохранились.

По рассказам местных жителей через некоторое время после закрытия храма и переделывания его в клуб, во время киносеанса при грозе от молнии загорелся стоящий перед храмом тополь, и буквально на следующую грозу молния ударила в другой тополь, находящийся рядом с уже сгоревшим. После этих случаев многие жители боялись ходить в разоренный храм на кинопросмотры.

О Троицкой церкви, ее судьбе никаких сведений не имеется, и даже местные старожилы не помнят о ее существовании.



В период коллективизации 28 февраля 1930 г. в с. Жемковка был образован колхоз "Красный партизан". В скором времени началась "ликвидация кулачества как класса". В связи с большим количеством жалоб на неправильное раскулачивание в Жемковку даже была прислана специальная комиссия из райкома. Между тем, из 500 хозяйств жемковского колхоза выходит 180. Правда, как пишет районная газета "Красный октябрь", позже "в результате проведенной работы" все 180 хозяйств вернулись обратно в колхоз.

В общем же, колхоз в 30-е гг. развивался слабо, положение в хозяйстве было сложным. В 1932 году был получен очень низкий урожай. В связи с низкими производственными показателями в колхозе один за другим меняются председатели. Только накануне войны колхоз под председательством Ивана Егоровича Мошкова стал вставать на ноги и расплатился с задолженностями государству.

Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны сельчанам

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 3 июля 1941 года в газете "За устойчивый урожай" было опубликовано письмо жителя с. Жемковки Кузьмина А.: "Я участник гражданской войны, прошу отправить меня на фронт. Буду грудью отстаивать свободу и независимость Родины". 30 июля после собрания в селе, Кузнецов первым из жителей Жемковки подал заявление о вступление в ряды народного ополчения.

В годы войны в колхозе, в основном, трудились женщины, работая за себя и за своих ушедших на фронт мужей. Купленную незадолго до войны машину пришлось отдать на нужды фронта. Основным транспортным средством и тягловой силой были быки. На быках женщины пахали, сеяли, возили дрова для школы и колхозников.

Большой вклад в дело разгрома врага внесли жемковцы и непосредственно на полях сражений. Около 230 человек было призвано и ушло добровольцами на фронт. 147 воинов пали смертью храбрых.

Многие вернулись домой имея на груди высокие правительственные награды. Среди них особо выделяется минометчик Андрей Иванович Дырин, награжденный за проявленное мужество и героизм в годы войны тремя орденами "Славы".

После Великой Победы много усилий потребовалось приложить для восстановления сельского хозяйства. Жемковцы, возвращавшиеся с фронта, практически не отдыхали и сразу принимались за дела.

По состоянию на 25 июня 1950 года в колхозе "Красный партизан" насчитывается 304 двора, населения – 736 человек, трудоспособных мужчин – 96, женщин – 217, престарелых – 189, подростков – 41.

В январе 1959 года колхоз "Красный партизан" объединился с колхозом имени Максима Горького, который, в свою очередь, в конце 1964 года объединился с соседним колхозом "Путь Ленина", и Жемковка с 1964 по начало 90-х годов входила в состав этого колхоза.

Новый храм в ЖемковкеВнутреннее убранство нового храма

С 2003 года Жемковка снова стала полноценным селом: в ней был открыт храм. Правда, службы проходят не в старом здании, которое в советские годы было переделано под ДК, а в бывшем доме священника. Старое здание храма в настоящее время передано верующим, но богослужений в нем не ведется, так как здание нуждается в капитальном ремонте и перестройке, а денег на все, увы, не хватает. Постоянных прихожан в храме около 20 человек.

По состоянию на начало 2008 года в селе живут 919 человек. Из них мужчин – 461, женщин – 458, детей – 127, пенсионеров – 266. Всего семей – 307, из который 5 являются многодетными.

В Жемковке имеется средняя общеобразовательная школа, в которой обучается 80 человек, библиотека, отделение связи, отделение социальной защиты.

Сегодня Жемковка – это чистое, ухоженное село, состоящее в основном из одноэтажных деревянных домов с приветливыми и общительными жителями. Вокруг села многие поля запаханы – несмотря на упадок и разорение перестройкой, село живет и сейчас сельское хозяйство начинает снова возрождаться.



Хочется выразить благодарность всем, кто помогал мне в сборе данных для этой статьи и, прежде всего, жителям Жемковки: Беловой Анне Ивановне, Хлопушиной Антонине Семеновне, Меньшиковой Антонине Александровне, завучу школы Левичевой Наталье Николаевне, сельскому библиотекарю Коноваловой Людмиле Александровне, а также работникам государственного архива г. Сызрани.



В заключение приведу одно из стихотворений поэта Жемковки Юрия Петровича Усинцева, отметившего в 2001 году свое семидесятилетие:

Гурты скотины из Поволжья
По тракту гнали на Москву.
Любили мясо есть вельможи,
А люд голодный - сорную траву.

А для порядка вдоль дороги
Пётр повелел посты создать.
Разбойный люд карали строго,
Чтоб не повадно воровать.

И вот от Сызрани на запад,
Отмерив двадцать с лишним верст,
Пришли три пахотных солдата,
Открыв вдоль тракта новый пост.

Один солдат из них был старшим,
Ему фамилия Жемок.
Он и возглавил эту стражу,
Царю служить он стал, как мог.

На тракте стало поспокойней,
Купцы солдат кормили впрок,
От жизни сытой и довольной
Невесту стал искать Жемок.

Прислали баб из Подмосковья,
Женились все солдаты враз;
И стали Марфы и Прасковьи
Пра- пра- прабабушки у нас.

Вокруг избенки ставить стали,
Детей рожали точно в срок.
И не заметили, как стали
Деревней с именем Жемок.

Веками жили и трудились,
Всё шло сноровисто и ловко.
И умирали, и родились
В селе по имени Жемковка.

При составлении данного материала были использованы следующие источники:


1)Кто есть кто в Сызрани. Справ.-энцикл. изд./Ред.-сост. Е.Мочалова. - Самара: Навигатор, 2001. В частности, глава "От воевод до комиссаров", автор Зацаринный С.Г.
2)Церковная летопись села Жемковки 1879-1917 гг., написанная священниками Архангельской церкви. Государственный архив г. Сызрани, Ф.№74, Оп.1, Д.4.
3)"Дело об отказе имения графу В.П. Мусину-Пушкину". Государственный архив г. Сызрани, Ф.№97 "Сызранский уездный суд", Оп.1, Д.191, Листы 48-49.
4)Библиотечный альбом "Моя малая Родина – село Жемковка" составленный к 150-летию Самарской губернии сельским библиотекарем Коноваловой Людмилой Александровной в 2001 году. Библиотека с. Жемковки.
5)Школьный альбом "История села Жемковки", созданный завучем школы Левичевой Натальей Николаевной. СОШ с. Жемковки.
6)База данных Международного историко-просветительного, правозащитного и благотворительного общества "Мемориал" "Жертвы политического террора в СССР", DVD.
7)Данные и материалы собранные из Интернета и полученные путем опроса местных жителей.





Карсунская Жемковка

Карсунская Жемковка на карте Карсунского района Ульяновской области

О Жемковке, находящейся недалеко от Карсуна (территория современного Карсунского района Ульяновской области) стало известно из книги "Симбирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года". Из этого справочника мы узнаем, что Жемковка, находящаяся в 18 км от уездного города Карсун, является владельческой деревней. Это значит, что, во-первых, в ней не было церкви, а во-вторых, у нее был владелец и она принадлежала какому-то помещику. В деревне по состоянию на 1859 год числилось 23 двора, жителей же в ней было 96 мужчин и 106 женщин.

В настоящее время данной деревни уже не существует. К 80-ым гг. ХХ века количество домов и жителей в Жемковке значительно уменьшилось по сравнению с серединой ХIХ века и по причине того, что деревня стала очень маленькой, жителей расселили по окрестным селам и деревням, а дома в Жемковке разобрали. Все, что осталось на данный момент от Карсунской Жемковки можно посмотреть здесь.

Исходя из географического положения этой деревни можно сказать, что она находилась в непосредственной близости от Симбирской засечной черты, в которую входила крепость Карсун.

Симбирская засечная черта – оборонительная линия, построенная в середине 17 века, начиная с 1638 г., на южной границе России. Служила продолжением Белгородской черты. Пролегала от Тамбова по территории современной Тамбовской, Пензенской областей, Республики Мордовия и Ульяновской области до р. Волги. Включала в себя следующие засеки: Керенско-Ломовская, Инсарская, Атемарско-Саранская, Карсунская, Симбирская. Возведение Симбирской засечной черты в середине XVII века было вызвано необходимостью обороны западных и северных рубежей России от набегов калмыков, ногайских и крымских татар с юга. Сама черта представляла собой систему военных укреплений. В лесных массивах из срубленных деревьев делали "засеки" полосой 80-200 метров, а леса вдоль засечной черты объявлялись "заповедными".

Пример засеки

Сами засеки представляли собой заграждения, устраиваемые из деревьев диаметром ствола от 15 см и более, поваленных крест-накрест вершинами в сторону противника. Вместе с простотой и быстротой устроения, такие засеки являлись труднопреололимым и трудноуничтожаемым препятствием для противника.

На открытом безлесном пространстве копали рвы, насыпали валы, строили крепости-городища. Через небольшие расстояния по черте возводились сторожевые башни, на которых несли дозор стрельцы. Засечная черта доходила до города Симбирска, основанного в 1648 году, от него она и получила свое название.

Симбирская засечная черта делилась на засеки. Одной из них была Карсунская засека. Центральным звеном этой засеки являлась крепость Карсун, построенная в 40-х годах 17 века на р. Карсунка (современный п. Карсун Ульяновской области) как главная крепость Карсунской засеки Симбирской засечной черты. Засека включала в себе кроме Карсунской крепости Мало-Карсунскую, Сокольскую, Тальскую, Аргашскую, Сурскую. На валах Карсуна были стены, рубленые тарасами (72х36 саженей), 6 башен (из них две проездных). В 1661 году гарнизон насчитывал 1011 человек.

В связи с дальнейшим продвижением границ Московского государства на восток и юг Симбирская засечная черта утратила свое стратегическое значение. На смену ей пришла Сызранская засечная черта, которая пролегла в 100-120 км южнее и протянулась от Сызрани до Пензы. Сызранская укрепленная линия возводилась почти на пол века позже Симбирской черты: в 1683-1684 гг.

Как уже говорилось выше в тексте про Сызранскую Жемковку, в некоторых документах, по сведениям Зацаринного С.Г., люди Васьки Жемкова именуются Карсунскими дозорными казаками. Это указывает на то, что вероятней всего их, во главе с Васькой Жемковым, переселили из под Карсуна для несения дозорной службы по недавно построенной Сызранской черте. На это указывает и год основания Сызранской Жемковки – 1689 г.

Кроме этого, тот факт что именно под Карсуном находится вторая Жемковка, позволяет нам предположить, что Васька Жемков, возможно, до его перевода на юг под Сызран и основания им новой казачьей станицы именуемой в старых документах Жемковской слободой, нес службу на Симбирской засечной черте и жил вместе со своим родом в Карсунской Жемковке. Во всяком случае связь между основателем Сызранской Жемковки и Карсунской Жемковкой, думаю, точно существует. А какая именно – будем надеяться дальнейшие поиски и исследования покажут.



Просмотреть Симбирская засечная черта на карте большего размера


Синяя линия - Симбирская засечная черта; синие "флажки" - остроги и крепости Симбирской засечной черты;

бирюзовая линия - Сызранская засечная черта; бирюзовые "флажки" - остроги и крепости Сызранской засечной черты;

зеленая линия - Пензенская засечная черта; зеленые "флажки" - остроги и крепости Пензенской засечной черты;

желтый "флажок" - д. Жемковка, Карсунский район, Ульяновская область;

красный "флажок" - с. Жемковка, Сызранский район, Самарская область.

Обращаю Ваше внимание на то, что карта интерактивная.
При клике мышкой на "флажке" или линии, открывается краткая историческая информация
о соответствующих крепости-остроге или засечной черте.


При составлении данного материала были использованы следующие источники:


1) "Симбирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года". Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел, Санкт-Петербург, 1863 г.
2) Белгородско-Синбирская черта: http://archeo.ulgrad.ru/Russian/17vek/simbir.line
3) О флоре, растительности и ланшафтах Симбирской засечной черты на территории Ульяновской области. Раков Н.С.
4) Крепости России. История. Проект Олега Тульнова: http://fortress.vif2.ru



P.S. Если вдруг кто не заметил, то обращаю Ваше внимание на то, что все фотографии кликабельны и при щелчке открываются в новом окне в виде полноразмерных изображений. При наведении курсора на фотографию отображается ее название.


© www.zhemkov.ru

Андрей ЖЕМКОВ



 
   Locations of visitors to this page